Вельд

Производство киностудии Узбекфильм
Год выпуска – 1987
Продолжительность – 81 минута
По мотивам произведений Рэя Бредбери.

Вельд (Узбекфильм, 1987 г.)

Сюжет
Где-то на лесной дороге два средневековых рыцаря встречают одинокого монаха. Странник передает одну из рыцарей хлеб и тот, разломив его, видит внутри свежее мясо. Внезапно среди деревьев появляются два быстро приближающихся светящихся шара. Рыцари стремительно атакуют врага и…погибают от столкновения с поездом.
Машинист локомотива в смятении. Это место считается проклятым и хотя поезд остановился трупов людей не видно. Лишь старик Эрнандо, живущий возле кладбища на берегу моря, наблюдает за происходящим. Локомотив с окровавленной фарой уезжает. Старик провожает его взглядом и тут замечает мальчика с лошадью, быстро убегающего в сторону моря. Мальчик издали напоминает давно погибшего сына Эрнандо…

В городской квартире живет семья из четырех человек: Майкл, Линда и их двое детей – 15-летний Питер и 10-летняя Вэнди. Однажды ночью Линда просыпается от страшных криков, разносящихся по дому. Разбудив мужа они вместе приходят в комнату с видеостенами и понимают, что это всего лишь спецэффекты, но уж слишком натуральные. Во время завтрака Майкл просит детей не входить больше в эту комнату и встречает резкий отказ со стороны Питера.
Выйдя на улицу Майкл видит, как двое людей в костюмах химзащиты волокут окровавленное тело с своей бронемашине. Приехав к своему другу в психиатрическую лечебницу он узнает, что уже больше года в городе стали появляться некие существа, принимающие облик умерших людей и живущих с горожанами. В общем-то, ничего плохого они не делают, но карантинная служба отлавливает и убивает “живых мертвецов”.
Майкл навестил психиатра не просто так. Его отец, полковник в отставке, сошел с ума и бредит каким-то открытым окном. Для этого он звонит своему далекому другу, хотя знает, что телефон у него обязательно заберут. Холодность сына и жестокость сиделки вызывают у полковника приступ психоза…

А в это время дома происходят не менее страшные вещи. Линда пытается наказать сына за непослушание, но в итоге сама едва не расстается с жизнью. Желая разобраться в странной комнате Майкл показывает её своему другу-психиатру, но тот не находит ничего необычного. Зато Майкл обнаруживает в здесь свой бумажник, а ранее он нашел окровавленный платок…

На берегу моря старик Эрнандо, живущий в хижине вместе со своей слепой женой, всё же догоняет своего умершего сына. Они живут вместе некоторое время, пока не появляются люди из карантинной службы. По воде случая Майкл также попадается им под “горячую руку”. Немногим ранее он посетил фирму по изготовлению людей-двойников, где каждый заказчик может пожелать любого человека для отмщения на нем злобы или своих тайных страстей. Желание отца несколько необычно – он хочет заказать для изготовления своих детей.
Выйдя на улицу Майкл внезапно сталкивается с карантинной службой и грубит им, что влечет очень негативные последствия. Придавленного бронемашиной его вывозят на “свалку” для “живых мертвецов”. Очнувшись, Майкл встречает здесь старика и, после разговора с ним, решает бежать из города.
Приехав домой он пытается уговорить семью уехать вместе с ним, но в итоге приготовления заканчиваются очередной истерикой. В конечном итоге дети обманом заманивают родителей в видеокомнату и запирают за ними дверь. Последнее, что видят Майкл и Линда – это бегущего на них свирепого льва. Осознание того, почему были слышны в доме душераздирающие крики приходит к ним слишком поздно…

Актеры
Юрий Беляев — Майкл
Нелли Пшенная — Линда
Георгий Гегечкори — Эрнандо
Тамара Схиртладзе — Кора
Генрикас Кураускас — полковник Стоун
Валентинас Масальскис — Дэвид Макклин
Владас Багдонас — Бартон
Дарюс Палекас — Питер
Сигуте Ларионовайте — Венди
Дарюс Цицинас — Том
Гитис Падегимас — «Ганди»
Кристина Андреяускайте — сиделка

Съёмочная бригада
Режиссёр – Назим Туляходжаев
Автор сценария – Назим Туляходжаев
Оператор – Алоизас Янчорас
Композитор – Феликс Янов-Яновский

Комментарии
Очень необычный фильм снятый в Литве узбекскими кинематографистами с участием российских и прибалтийских актеров в декорациях, сильно напоминающих фильм “Тринадцатый апостол” (или точнее говоря – наоборот) и “Сталкер”. Вообще, в 1986-1990 гг. в советском кинематографе наблюдалась тенденция снимать фантастические кинокартины максимально показывая грязь, лохмотья и разрушения. Делалось ли это с целью “отражения реальности” сказать сейчас трудно, но факт остается фактом. Если раньше старались показать светлое будущее, то теперь всё скатилось к мраку и унынию.
Режиссер фильма Назим Туляходжаев при постановке “Вельда” (оригинальный рассказ под названием “Veldt” был написан в 1950 году) решил не ограничиваться только этим произведение Рэя Брэдери, а ещё добавить к нему отдельные эпизоды из других рассказов: “Дракон”, “Корпорация “Марионетки”, “Пешеход”, глава “Марсианин” из “Марсианских хроник” и эпизод смерти полковника Фрилея из “Вина из одуванчиков”. Всё это замешано на мистике и глубоких философских мыслях, так что обычному зрителю “Вельд” вряд ли придется по вкусу. Выдержать 80 минут практически непрерывного психологического давления при технически посредственном качестве съёмок с участием малоизвестными актерами – задача достаточно трудная.

Вообще отзывы об этом фильме очень разные. Одни считают его советским ответом западным “ужастикам”, другие критикуют “Вельд” за убогость съёмок и декораций, подчеркивая, что фильм спас только оригинальный сюжет и, в большей степени, игра актеров. Я склоняюсь больше ко второму мнению. Туляходжиев явно не давали покоя лавры Тарковского, но в желании нечто таинственно-мистическое узбекский режиссер явно “недотянул” с окружающей обстановкой. Так, что экранизация рассказов Рэя Брэдбери в атмосфере “Сталкера” была явно не лучшим выходом.

Ещё несколько уточнений. Непосредственно сам рассказ Брэдбери “Вельд” повествует только о трудных взаимоотношениях детей и их родителей. Так что, имеет смысл рассказать о остальных произведениях Брежбери, включенных в фильм. Их упоминание есть почти на каждом сайте киноманов, но без уточнений к каким эпизодам фильма они относились.

“Дракон” – написан в 1955 году и является первым эпизодом с рыцарями. По сравнению с “бумажным” вариантом он сильно урезан, а диалоги практически полностью отсутствуют.
“Корпорация “Марионетки” – оригинальное название “Marionettes, Inc.”, 1949 год. Эпизод с фирмой по изготовлению двойников. От рассказа остался только общий смысл.
“Пешеход” – написан в 1951 году и рассказывает о полицейском произволе в тоталитарном обществе.
“Марсианин” – рассказ из цикла “Марсианские хроники”. В фильме это несколько сюжетов со стариком и мальчиком. От оригинального рассказа снова был взят только общий смысл.
“Вино из одуванчиков” – с эпизодом смерти полковника, в значительной мере “доработанном” режиссером, я думаю, тут понятно.

Для настоящих ценителей фантастики рекомендую к просмотру телесериал Ray Bradbury Theater (Театр Рэя Брэдбери), сняты в США в 1988-1992 гг. Помимо удачной режиссуры в некоторых эпизодах снялись хорошие американские актеры – например Джеф Голблюм и Дрю Берримор.

Рыцари, которые вскоре повстречают поезд... Комната с видеостенами Дети
Старик и мальчик Старый сумасшедший полковник - отец главного героя В подвале фирмы изготовляющей людей-двойников

1 Комментарий

  • Автор russel, 1 Июль 2012 @ 21:33

    Мрачный – очень мрачный фильм. Помню – шёл на него в ожидании какого-то боевичка, а оказалось – жуть жуткая.

Комментарии

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress