Туманность Андромеды

Производство киностудии имени Довженко
Год выхода в прокат – 1967
Продолжительность – 77 минут

Туманность Андромеды (1967 г.)
Сюжет
Фильм начинается с эпизода церемонии Совершеннолетия, когда молодые ученики выбирают себе наставников. В числе этих наставников Мвен Мас – бывший член Совета Звездоплавания, оставивший свой пост ради заботы о будущем поколении. Тем не менее, руководство Совета решает передать Масу пост руководителя внешними энергостанциями. Сделать это они хотя во ходе сеанса связи по Великому Кольцу. В это же время к Земле возвращается звездолёт “Тантра”, завершившая 37-ю звездную экспедицию. Навстречу ей с грузом анамезона (топлива) вылетел звездолет “Альграб” и если их встреча прошла успешно…
В далеком космосе “Тантра” встречается с сильным гравитационным полем, которое генерирует Железная Звезда. Весь анамезон потрачен на торможение, поэтому экипаж оказывается в ловушке. У звезды две планеты и капитан звездолета Эрг Ноор принимает решение совершить посадку на одну из них и, собрав остатки топлива, отправить сигнальную ракету к Земле. На весь путь она потратит 20-25 лет, но экипаж готов ждать. Планета пустынна, но при её облёте замечен инопланетный космический корабль дисковидной формы (спиралодиск).
После 18 витков “Тантра” совершает посадку рядом с чужим кораблем. Экипаж предпринимает первую попытку приблизится к нему, но от прикосновения с неведомыми обитателями планеты погибает один из космонавтов. Вторая попытка также неудачна – с помощью робота земляне прорезают люк в корпусе спиралодиска, но он тут же затягивается, уничтожая механизм землян.
Чуть позже приборы “Тантры” фиксируют нахождение ещё одного металлического тела – это земной вездеход, но людей в нем нет. Идя по его следам экипаж обнаруживает звездолёт 1-го класса “Парус” из 36-й звездной экспедиции, который является аналогом “Тантры”. Все люди находившиеся на его борту погибли по неизвестной причине. Прослушав последние записи из бортового Эрг Ноор делает вывод, что причиной гибели стали существа, “медузы”, живущие на этой планете. Судя по всему, экипаж “Паруса” тоже пытался отправить ракету-передатчик, но не смог сделать этого.
И все же “Парус” погиб не зря – его топливо перевозится на “Тантру”, однако Эрг Ноор хочет понять, с чем же они встретились на этой планете, которую назвали в честь своего корабля. В ходе опасного эксперимента космонавтам удается узнать, что враждебные существа созданы из живой материи и панически боятся света. Они поражают своих жертв энергетическими разрядами, моментально парализующими или даже испепеляющими человека. При этом “медузы” обладают неким гипнотическим влиянием на человека. При повторном эксперименте чуть не погибает Эрг Ноор, но его спасает Низа Крит – после прикосновения щупальца “медузы” она впадает в состояние коллапса. И всё же, “Тантра” стартует с мрачной планеты и направляется на Землю.

В это же время Мвен Мас, Дар Ветер и другие принимают сигнал с далекой планеты в системе Ипсилон Тукана, который шел до Земли 300 лет. Несмотря на наличие огромных запасов энергии и 800 лет существования Великого Кольца человечество пока ещё не в силах преодолеть и сжать время.
Пытаясь преодолеть этот порог Мвен Мас предлагает провести глобальный эксперимент – научиться управлять временем и пространством посредством преобразования энергии всей Земли. Дар Ветер соглашается с ним и в это же момент поступает радостное известие – “Тантра” приблизилась к Солнечной системе и вышла на орбиту Нептуна…

Актеры
Сергей Столяров — Дар Ветер, заведующий внешними станциями Великого Кольца
Вия Артмане — Веда Конг, историк
Николай Крюков — Эрг Ноор, член Совета Звездоплавания, начальник 37-ой звездной экспедиции, командир звездолёта “Тантра”
Татьяна Волошина — Низа Крит, астронавигатор звездолёта “Тантра”
Ладо Цхвариашвили — Мвен Мас
Роман Хомятов — Ким, член экипажа звездолёта “Тантра”
Людмила Чурсина — Лума Ласви, врач звездолёта “Тантра”
Александр Голобородько — Рен Боз
Геннадий Юхтин — Эон Тал, член экипажа звездолета “Тантра”
Марина Юрасова — Ингрид Дитра, член экипажа звездолета “Тантра”
Александр Гай — Пур Хисс, член экипажа звездолета “Тантра”
Валерий Панарин — Холм, член экипажа звездолета “Тантра”
Людмила Сосюра — оператор станции распределения помещений

Съемочная бригада
Оператор – Николай Журавлев
Композитор – Яков Лапинский
Режиссёр – Евгений Шерстобитов
Авторы сценария – Владимир Дмитревский и Евгений Шерстобитов

Комментарии
Современному поколению молодежи “Туманность Андромеды”, как большая часть творчества Ивана Ефремова, покажется глупостью и маразмом. Идея “космического коммунизма” отошла в историю, как и сама попытка построить бесклассовое общество в СССР, однако так ли уж плохо стремиться к идеалу?!
В фильме слишком много пафоса – да. Слишком много громких речей и лозунгов – да. Актеры иногда переигрывают – тоже верно. И всё же, для меня “Туманность Андромеды” осталась единственным образцом кинокультуры, где земляне достигли уровня “человека космического”. Хотя у них человечества по-прежнему нет сверхсветовых звездолетов это не останавливает его от снаряжения экспедиций к звездам ради великой цели – исследования космоса, а не его порабощения и выкачивания ресурсов. В этом фильме нет крови и грязи, нет убийств и трюков на тросах как в “Матрице” (что с 1999 года стало слишком модным). Это ещё одна причина, по которой “Туманность Андромеды” некоторые считают “ужасным фильмом”. Тут, собственно, и возразить нечего. Но это в наше время, но в 1967 году у того поколения молодежи ещё была надежда на мирное освоение космоса в благих целях.
Немногие знают, что этот фильм задумывался в двух частях (первая назвалась “Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды”), однако смерть одного Сергея Столярова сорвала эти планы. Многие из “независимых” критиков, которым не понравился первый фильм, предсказывали его второй части полный провал. По их мнению, “Туманность Андромеды” излишне идеологизирована и потому путь, которым шёл Шерстобитов, является тупиковым. К тому же, уровень развития спецэффектов вряд ли бы смог передать буйство красок Симфонии Фа Минор Цветовой тональности 4,750 Мю. Тут, конечно, можно поспорить, поскольку для своего времени уровень “Туманность Андромеды” была снята просто отлично. Для съёмок фильма не пожалели средств на создание интерьеров комических кораблей и переоборудование вездехода. Да и работа монтажеров и декораторов заслуживает высокой оценки, хотя бюджет фильма был отнюдь не голливудский.
Кстати, тем, кому довелось посмотреть фильм “Ikarie XB-1” кинематографистов из ЧССР, наверняка обратили внимание на некоторой схожести отдельных сцен. В первую очередь, это касается изображение жизни экипажей обоих кораблей, где даже в минуты чрезвычайной опасности космонавты сохраняют хладнокровие и не испытывают желание поубивать друг друга в припадке безумия.
Ещё один интересный момент – практически все сцены на Земле снимались в пионерском лагере “Артек”, архитектура зданий которого как нельзя лучше соответствовала представлениям того времени о будущем. Сейчас от этого великолепия почти ничего не осталось.

В любом случае, “Туманность Андромеды” картина не однозначная и посмотреть её обязательно стоит всем любителям фантастики. А насчет мнений – достаточно посетить сайт КиноЭксперт.

Мвен Мас на церемонии Совершеннолетия Мвен Мас возле пульта управления энергостанциями
Эрг Ноор и Веда Конг Фрагмет послания из далекой звездной системы
"Тантра" Инопланетный спиралодиск
Экипаж выходит из "Тантры" наповерхность планеты Железной звезды Впереди - неизвестность
Робот отправлется с спиралодиску Спротивный зал на "Тантре"
Встреча вездеходов с "Тантры" и "паруса" Дар Ветер на раскопках
Внутри погибшего звездолета "Парус" Опасный эксперимент с "медузами"
Космонавт с "Тантры" пытается остановить "медуз" Разговор с экипажем о судьбе Веды Конг

Комментарии: 7

  • Автор Антон, 21 Март 2012 @ 12:11

    Ошибка в описании сюжета. Эрга Ноора спасла не историк Веда, а Низа Крит

  • Автор Миша, 17 Апрель 2012 @ 23:48

    RE В фильме слишком много пафоса – да
    и это в тему – как в симфонии Баха например
    а вот актёры и их игра – ужасны кроме Столярова
    ну и конечно Вия Артмане — Веда Конг – профессиональна
    а вот Низа с характерным носом и Эрг Ноор – не верят и мы не верим им
    а вот насчёт идеализма – посмотрим
    тупик Голливуда как зеркало западной цивилизации очевиден и скучен
    ещё мысль не моя про позднее копирование сюжета в Чужих и даже робот – R2D2 скопирован в R2D2…

  • Автор Наталия, 31 Август 2012 @ 17:20

    Фильм я увидела в 7 лет.Он произвел на меня неизгладимое впечатление.С тех пор обожаю нормальние фантастические фильми,такие как “Стар-трек”,”звездние войни”.

  • Автор игорь, 18 Сентябрь 2012 @ 18:20

    А мне фильм до сих пор нравится…

  • Автор Юрий Пепеляев, 13 Июнь 2013 @ 21:44

    Это история, это начало, Голливуд тоже учился у нас.

  • Автор Юрий, 20 Октябрь 2013 @ 1:31

    Сколько лет прошло и вдруг вспомнился.. к чему бы?.. Мальчишкой бредил фантастикой, Циолковским.. верил в будущее.. и мечта сбылась! Иисус Христос – круче всех!! Он дает нам жизнь и будущее, но надо пройти испытание – разве не фантастика на яву!!

  • Автор Юрий, 16 Май 2014 @ 12:33

    ДАР ВЕТЕР = ДАРД ВЕЙДЕР, Р2Д2 ПАРАЕЛИ

Комментарии

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress