Этот фантастический мир. Выпуск 6

ЭФМ. Выпуск 6

Главная редакция программ для детей ЦТ
Продолжительность – 71 минута

Шестой выпуск несколько отличался от предыдущих. Ведущим, как и прежде, остался лётчик-космонавт В.Гречко, но Гость и Алёша, начиная с этого выпуска, большее в ЭФМ не появлялись. В этот раз советские телевизионщики экранизировали два рассказа: Иван Ефремов “Тень минувшего” и Раймонд Джоунс “Уровень шума”. На мой взгляд, в обоих случаях актёрский состав был подобран наилучшим образом за всю историю ЭФМ.

Рассказ первый
Действие происходит в 30-е годы прошлого века. В палеонтологический институт чабаны из далёкой Средней Азии приносят кости ископаемых животных и утверждают, что таких “сокровищ’ просто полно. Только добираться до этого места чрезвычайно сложно.
В непростое путешествие за научными открытиями отправляется профессор Никитин, которому по прибытию в Среднюю Азию дают в помощь геолога Мариам Нургалиеву. Экспедиция на трех грузовиках удаляется в пустыню, где однажды ночью ученые становятся свидетелями удивительного миража.
Добравшись до указанного места Никитина ждёт и радость, и разочарование. Пастухи действительно говорили правду = местность вокруг буквально усеяна костями динозавров. Однако источник оказался засыпан песком и без воды экспедиция была обречена на гибель. Тогда Мариам предлагает расчистить источник с помощью динамита – смелый шаг даёт положительный эффект и теперь можно смело приниматься за раскопки. Но есть в источнике одна странность. Вода течет из скальной породы матово черного цвета, полированной почти до зеркального блеска. Задачей Мариам являлось определение залежей асфальта, но найденная порода далека от него по структуре.
Когда все образцы были собраны профессора Никитина просят рассказать об ужасных доисторических чудовищах и он устраивает лекцию у источника. В этот момент на черной поверхности родника возникает изображения гигантского динозавра. Несколько позже, во время прощания Никитина и Мариам, подобное видение повторяется вновь.
Уже в институте Никитин пытается доказать своим коллегам, что виденные им миражи возникали совсем не случайно. По его теории природа как бы может “фотографировать” себя и хранить изображения в таких вот породах. Чтобы подтвердить это предположение Никитин отправляется в простой русский лес, где также была найден схожий источник. Захватив с собой помощника-проводника и специальный аппарат для фиксации изображений профессор поначалу сомневается в успехе. Однако его усилия не пропали даром. Расчистив достаточно большую поверхность породы и сделав световую вспышку им предстаёт видение доисторического хвощевого леса…

Роли исполняли:
Юрий Богатырёв – профессор Сергей Павлович Никитин
Елена Наумкина – Мариам Нургалиева
Вячеслав Езепов – Мартын Мартынович
Нина Килимник – парторг Маруся

Рассказ второй
Действие происходит в одной из западных стран. На ученый совет в Управление национальных исследований приглашают доктора Мартина Нэгла. Охрана не пускает его, ссылаясь на отсутствие доступа, и только после встречи с профессором Кеннетом Бэрком, который в свою очередь вызвал директора Управления Кейза, инцидент удаётся разрешить.
На совещании Кейз рассказывает собравшимся физикам о грандиозном научном открытии. По его словам 10 дней назад в Управление пришел некто Леон Даннинг и заявил, что ему нужно встретиться только с директором. Кейз заинтересовался настойчивостью молодого человека и был изумлён, когда тот рассказал ему о своём открытии. Оказалось, что Даннинг изобрел антигравитационный аппарат. Это немыслимое, с точки зрения земной физики, открытие ставиться физиками под сомнение и тогда Кейз демонстрирует им фильм с полётом Даннинга. На запечатленных кадрах всё шло хорошо до того момента, пока Даннинг не попробовал показать управляемый горизонтальный полёт – в этот момент он падает и его аппарат взрывается.
Перед физиками ставится задача – проанализировать все оставшиеся документы Даннинга и останки его аппарата, после чего сделать свой собственный антигравитационный модуль. Нэгл быстро берётся за это дело, хотя его смущают несколько очень странных фактов из жизни изобретателя. Впрочем, приложив немало усилий доктору удаётся подойти к разгадке тайны антигравитации. В это время профессор Дэкстра проводит собственное расследование и устанавливает, что никакого Даннинга никогда не было. Он пытается доказать Нэглу, что их дурачат, но доктор не слушает его. В конечном итоге сам Нэгл говорит о том, что он может представить опровержение принципа эквивалентности, сформулированного Эйнштейном. Отчасти в этом ему помогает поездка на рыбалку с Бэрком, когда на воде ясно были видны завихрения и водовороты.
И вот, спустя несколько дней Нэгл демонстрирует изумлённому совету свой антигравитационный аппарат. Его масса составляет 100 тонн, но это не главное. Главное, что левитация возможна! И тут, Кейз представляет ученым… Даннинга. Оказалось, что профессор Дэкстра был прав и вся история с полетом изобретателя-самоучки фикция и спектакль, умело поставленным УНИ и ФБР. Разочарование Нэгла велико, тем более, что инициатором проекта был не кто иной, как Бэрк. Однако ни Кейз, ни Бэрк не считают себя обманщиками. И вправду, если бы ученому совету предложили заняться проблемой антигравитации, то ни один из присутствовавших тогда физиков не взялся бы за неё. Тогда Бэрк и предложил “заразить” физиков идеей и показать, что при наличии желания и опыта нет нерешаемых проблем.

Роли исполняли:
Эдуард Марцевич – доктор Мартин Нэгл
Евгений Евстигнеев – профессор психологии Бэрк
Александр Вокач – профессор Дэкстра
Леонид Губанов – директор Кейз
Сергей Колесников – Леон Даннинг
Лев Золотухин
Вячеслав Жолобов
Роман Фертман
Иван Тарханов

Съёмочная бригада:
Режиссер-постановщик – Т.Павлюченко
Ведущий оператор – Д.Гуторин
Кинооператор – М.Волынец
Композитор – Е.Дога
Видеоинженеры: Г.Жаринов, В.Летников, В.Вавилкин, А.Юшин, И.Шакуров,С.Вышегородцев, С.Калядин
Над спектаклем также работали: А.Майсюк, М.Пухов, Н.Ильиченко, Е.Хорошевцев, Л.Рык, Е.Мануилова, В.Чихаренко, А.преснов, Е.Шапиро, В.Сорокина, Н.Чичко

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress