Посредник

Производство Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им.Горького и ТО ТВК
Дата выхода в прокат – 22 декабря 1990 (ТВ)
Продолжительность фильма 238 минут
По мотивам повести Александра Мирера “Главный полдень”.
Посредник (1990 г.)
Сюжет
Небольшой провинциальный городок Тугарино. Молодая мама с девочкой просит на бензоколонке подвезти их водителя, который ведёт свою “Волгу” на капитальный ремонт. После недолгого разговора водитель отказывается от незваных попутчиков и едет один. На лесной дороге он внезапно останавливается. Как будто он чувствует, что в лесу есть нечто. Среди деревьев водитель обнаруживает темную сферу диаметром около 4 метров висящую над опаленной землей. Приблизившись водитель попадает под невидимый удар – его отбрасывает, и когда он приходит в сознание, то произносит фразу: “Здесь красивая местность”…

Несколькими минутами позже на бензоколонку приезжают двое парней, Сергей и Женя, и девушка Настя. Они хотят заправить свои мотоциклы, но девушка уходит по дороге к лесу. Здесь она встречает водителя, который находится явно не в себе. Не говоря не слова водитель стреляет в девушку из предмета, напоминающим старый пистолет, и уезжает. Ей на помощь спешат парни, но Настя поднимается и говорит, что ничего страшного не случилось. Такое с ней бывало и ранее. Выстрел не неё не подействовал.
Вскоре слышится удар и скрежет – водитель на повороте не справился с управлением и перевернулся. В этом же месте оказывается фургон ГАЗ-53 с хлебом и милиция. Водитель фургона по фамилии Киселев тоже чувствует присутствие сферы и после похода в лес возвращается в таком же странном состоянии, как и предыдущий человек. Остановившись возле места аварии он пытается подойти к раненому, но его останавливают милиционеры. Видя не совсем адекватное поведение водителя милиционер просит его открыть фургон – внутри него находится та самая сфера. Так пленниками пришельцев становятся ещё два человека. По случайности рядом проезжала врач местной больницы и её муж, который работает на местном телескопе инженером. На пути они находят выброшенный хлеб – случай вопиющий, особенно учитывая времена дефицита в СССР. Доктор и инженер увозят потерпевшего на своей “Ниве”. Следом за ними в город отправляются пришельцы.
Всё это видит один из парней (Сергей Беленький), которому удается уйти с места происшествия незамеченным. Придя в город он понимает, что пришельцам удалось загипнотизировать ещё по меньшей мере троих. Завладев оружием милиционеров эта команда принимается таскать к фургону местных жителей. Даже мама маленькой девочки, которую показывали в самом начале фильма, тоже не избежала этой участи.
Придя в городской тир Сергей видит, что его друга Женю расспрашивает “загипнотизированный” капитан милиции, которого ранее звали Павел Остапович Рубченко, а теперь – Треугольник 6. Будучи раскрытым Сергеем он стреляет в парня из “пистолета”, но сам получает пулю из винтовки от работника тира Георгия Степановича. Втроем они связывают милиционера и думают, как поступить дальше. Оказывается, Георгий уже знает, что на улицах города твориться нечто ужасное и непонятное.
Скоро становится понятно, что это могут быть только пришельцы, которые с помощью устройств, называемым “посредниками”, каким-то образом пересаживают инопланетный разум в человеческие тела. Имена у “обращенных” жителей меняются на Треугольник 9, Угол 6 и так далее. Это явно иерархическая система. Треугольник подчиняется Углу, Угол – Линии, а Линия – пока не ясно. Чем выше разрядность имени, тем выше статус.
Сергей идет за доктором, которая ранее оказывала помощь разбившемуся водителю. Она констатирует смерть капитана милиции, но на самом деле Треугольник 6 впал в состояние стазиса. В милицию звонить бесполезно, поскольку инопланетяне действуют весьма быстро.
На начальном этапе вторжения пришельцам сопутствует успех. Им удается сразу захватить почту, телефонные линии, телеграф и перекрыть выезд из города. Вообще Тугарино интересно как раз тем, что близ него расположен важный стратегический объект – радиотелескоп, который может модулировать сигнал большой мощности и передавать его на орбиту.
В момент перекрытия дороги “милиционер” останавливает машину заместители председателя исполкома Благоволина и тоже “пересаживает” ему разум другого пришельца. Теперь у захватчиков в руках большая половина жителей города, вся инфраструктура, автовокзал и коммуникации. Остается только найти инженера с телескопа, который смог бы произвести нужные расчеты и передать сигнал на орбиту, где находится эскадра пришельцев. Но и тут им крупно везет – инженер Замятин случайно заходит на почту, начальнику которой тоже успел стать жертвой пришельцев. Под предлогом бандероли для работника с телескопа он приглашает инженера на задний двор и стреляет в него из “посредника” – это тоже видит Сергей, но и в этот раз парню удается уйти. Теперь план пришельцев готов к осуществлению.
После этих событий Георгий отдает Сергею пистолет, а Жене “посредник”, и приказывает уходить из города. Женщина-доктор решает действовать по-своему. Она угоняет медицинский “газик” и вместе с другим жителем, свободным от чужого разума, по проселочной дороге прорывается через брод в другой город. Однако там ей никто не верит. Руководство связывается с зампредом из Тугарино и соглашается вернуть доктора. Впрочем, по пути назад ей удаётся убежать.
Обеспокоенные отсутствием Треугольника 6 пришельцы посылают к нему Киселева – теперь он Угол 1 и осуществляет координацию действий на Земле. Георгий отказывается открыть дверь, однако выстрел из “посредника” проникает через замочную скважину. Оказавшись в безопасности Треугольник 6 объясняет, что “носитель” (тело) было повреждено и ему понадобилось время на регенерацию. За утрату “посредника” полагается суровое наказание – по книге провинившихся отправляли в некое место под названием Распылитель, но в фильме про него ничего не говорится.
Пришельцы, которые называют себя Мыслящими, начинают осознавать, что действие “посредника” не распространяется на детей до определенного возраста, гениев и сумасшедших. Таким образом, каждый третий “носитель” – советский человек, не годен для подсадки из-за иного типа мышления. Для них, возможно, будут созданы лагеря, чтобы “спецы” получившие лучшие тела, потом занялись этой проблемой.
Сергею не удаётся вырваться из города и он возвращается в тир. Здесь ему удается подслушать отрывок разговора. Пришельцы готовятся послать сигнал в 19:00 по местному времени и в 24:00 начать полномасштабную высадку. Однако, они опасаются физического уничтожения, поэтому им требуется уничтожить Сергея, чтобы он не выдал их тайну.
Не везет Жене – он попадается в руки Замятину (теперь он Угол 11). При попытке к бегству инженер стреляет в него из “посредника” и ему удаётся произвести подсадку разума. Оказывается, тот кто привык всегда подчиняться тоже подвержен инопланетному воздействию независимо от возраста.
Сергей и Настя, попав в сложное положение, пытаются сбежать на мотоцикле, но у железнодорожного перегона их догоняет инженер. Долго не раздумывая Сергей по дулом пистолета пытается заставить Замятина вывести из строя телескоп. Инженер объясняет ему, что пришельцы пришли с самыми гуманными намерениями. После подсадки разума люди будут лишены болезней и смогут жить по 300 лет. Правда, такие чувства, как любовь, совесть, добро и гуманность в мире пришельцев расценивается как “мусор сознания” и от них надо избавиться. Заговорив парня Замятин толкает его, а затем стреляет в Настю из “посредника”. Сергей в ответ стреляет в пришельца, но промахивается. Не ошибается Настя, подняв упавший “посредник” она направляет его на Замятина и включает…После этого к инженеру возвращается человеческое сознание. Так выяснилось, что повторный “выстрел” извлекает разум Мыслящего из тела человека. Опомнившись, Замятин осознает всю тяжесть ситуации, в которой оказался город Тугарино и его жители. После визита чужого разума в памяти инженера остался тяжелый отпечаток.
Пришельцы, называющие себя Мыслящие, по всей видимости, некогда были высокоорганизованной цивилизацией и тоже обладали физической оболочкой. В какой-то момент времени её избранные представители посчитали, что их жизнь не стоит ограничивать рамками одного живого тела, подверженного старению и смерти. Так возникла идея помещать разум избранного в контейнер (кристалл) и затем пересаживать в другой носитель. Сколько времени продолжался этот процесс неизвестно, но постепенно количество пригодных для пересадки тел снижалось, а круг Мыслящих расширялся. На родной планете стало тесно, и тогда Мыслящие устремились в космос.
В далекий путь они пустились внутри небольших сфер. Разведчики Мыслящих выбирали планеты, где цивилизации достигли определенного уровня развития. Затем высаживался десант и только потом основные силы. Тут у захватчиков проявлялись их главные недостатки. Прежде всего, высадившись на планету, десантники полностью зависели от местных средств связи. С собой в сфере они перемещали только “посредники” с разумами Мыслящих из группы десанта. Как ни странно, но пришельцы боялись физического уничтожения – все ранения в тело были не опасны, но выстрел в голову влек за собой безвозвратную потерю разума Мыслящего, что было недопустимо. Вот почему был выбран именно радиотелескоп в провинциальном городке, вдали от мегаполисов. Кроме того, “посредник”, обладавший также функцией коммуникатора, действовал на человека на расстоянии не более 10 метров на открытой местности.
Решив воспользоваться этими недостатками инженер разработал дерзкий план. Он проникает на телескоп и выводит его из строя. Но этого мало – необходимо обесточить объект.
Первый пункт плана выполняется полностью. Замятин не только ломает оборудование, но и через радиоузел посылает сигнал с полной информацией о вторжении. Более того, Замятин возвращает к нормальному сознанию своего друга. Этому способствовал статус инженера, поскольку Угол 11 был наивысшим среди пришельцев отправленных на Землю. Впрочем, уйти с телескопа ему не удаётся. На выходе его пытается остановить охрана и предвидя, что после повторной подсадки разума Угол 11 выдаст Сергея, он кончает жизнь самоубийством.
Инопланетяне недоумевают, зачем Замятин сделал это, ведь телескоп теперь в нерабочем состоянии. Однако бывший зампредседателя (теперь Линия 2) догадывается, что есть ещё кто-то, кто знает об их планах всё и может им помешать.
Спустя несколько часов на связь выходят военные во главе с полковником Ганиным, срочно прилетевшим из Москвы. На двух боевых вертолетах они прилетают на переговоры с пришельцами, требуя освободить всех жителей и покинуть Землю по указанному коридору. В ответ пришельцы “стреляют” в Ганина и сопровождавшего его офицера спецназа. Став Линей 4 полковник доводит до присутствующих страшную истину. Оказалось, что перед смертью Замятин передал исчерпывающие данные о недостатках инопланетян и теперь земляне готовы к применению оружия. К тому же, ПВО засекла момент прохода космического корабля через атмосферу, поэтому военными в течении нескольких часов был разработан план операции по противодействию вторжению. Мыслящие решают сделать вид что починились и одновременно провести высадку в крупных городах, однако тут вертолеты Ми-24 наносят демонстрационный ракетный удар. Теперь отступать им некуда.
Задача Сергея тоже оказалась не так проста, как казалось. Подойдя к мачте ЛЭП с первого выстрела ему не удаётся разрушить крепление высоковольтного провода так, чтобы он упал на землю. Хотя инженер предупреждал, что шаговое напряжение возникающее после падения провода очень опасно, Сергей для большего упора ложиться на землю. В это время к ЛЭП спешат пришельцы и стреляют в парня из автомата, но уже поздно – со второго выстрела крепление разрушается. После падения провода Сергей погибает.
Пришельцы срочно объявляют эвакуацию. Они сгоняют людей к телескопу и собирают разумы других Мыслящих. В конце фильма сфера вырывается из фургона и улетает в космос.

Съёмочная группа
Автор сценария: Александр Мирер
Режиссёр: Владимир Потапов
Оператор: Шугаев Ильшат
Художник:
Композитор: Владимир Чекасин

Актёры
Олеся Судзиловская – Настя, подруга главного героя
Андрей Тарасенко – Сережа Беленький, главный герой
Денис Членов – Женя Суриков
Инара Слуцка – доктор, жена инженера Замятина
Валерий Сторожик – инженер Замятин, он же Угол 11
Олег Фёдоров – дезертир
Альгис Матулёнис – Киселёв, водитель хлебовоза, он же Угол 1
Евгений Редько – Вахитов, городской сумасшедший
Олег Филипенко – человек с автоматом
Дмитрий Матвеев
Виллор Кузнецов

Комментарий
Этот фильм мне довелось впервые увидеть весной 1991 года по 2-му общесоюзному каналу (теперь РТР), когда ещё учился в 7-м классе. Первую серию я пропустил, поэтому вторая серия была во многом для меня непонятна. По пустынному городу бегают какие-то мрачные люди, именующими себя Углами и Линиями. Кто-то от кого-то убегает, милиция стреляет в гражданских, идут разговоры о вторжении – всё это напоминало перестроечный боевик, которых в конце 80-х – начале 90-х развелось пруд-пруди. Было большое желание переключить на другой канал, но 2-я серия быстро закончилась и началась 3-я. Монолог инженера Замятина произвел на меня тогда очень сильное впечатление. Впрочем, дальнейшие события тоже развивались очень динамично и фильм я досмотрел буквально на одном дыхании. После этого, почти на 19 лет о “Посреднике” мне не доводилось, пока…
Год назад, когда у меня и моего товарища созрела мысль создать сайт-блог о космонавтике, была идея снабдить его форумом, где обсуждались бы темы путешествий в космос, фантастических игр, фильмов… Вот на этом месте, после обзора нескольких фильмов на Astrotek, я с удивлением обнаружил, что в интернете отсутствует сайт целиком посвященный советской кинофантастике. Форумов и заметок в различных энциклопедиях было предостаточно, а тематического сайта не было. Взявшись исправить эту несправедливость я обновил свои воспоминания и тут снова “всплыл” забытый фильм “Посредник”.
По мере возможности мне удалось достать все 3 серии и в 2010 году снова пересмотреть эту кинокартину. Должен сказать, даже в наши дни “Посредник” смотрится весьма впечатляюще. Особенно если учитывать, что у нас в Беларуси фантастику не снимают совсем, а “шедевры” из России смотреть местами очень трудно из-за перенасыщенности спецэффектами в ущерб сюжету.

При съемках “Посредника” Александр Мирер решил использовать модный тогда (как впрочем и сейчас) творческий ход. Самые знаковые и напряженные сцены сняты в подчеркнутых черно-коричнево-серых тонах. Другие эпизоды полностью цветные. Такой эффект достигался при помощи использовании кинопленки типа “ретро”.
Не в пример современным фильмам хорошо был проведен подбор молодых актеров. Олеся Судзиловская и Андрей Тарасенко сыграли очень естественно и убедительно, подчеркнув “реалистичность” сюжета. В 1990-1991 году антураж небольшого советского городка, при почти полном отсутствии декораций, создавал неповторимый эффект. Особую роль в фильме играла музыка, написанная Владимиром Чекасиным. Монотонная и мрачная она лишь подчеркивала напряженность фильма, но не создавала впечатление безысходности.
Для сравнения можно взять “Обитаемый остров” (2009 г.). Вроде хороший сюжет, неплохой сценарий и глобальные съёмки должны были вывести российский кинематограф на мировой уровень, но в итоге игра таких актеров, как Василий Степнов и Юлия Снигирь просто “убила” фильм. Не подвела только “старая гвардия”, в лице Гармаша, Куценко и Мерзликина. Хотя у них были роли второго плана, сыграли эти актеры действительно здорово. Впрочем, вернемся к “Посреднику”.
Ещё один интересный ход – несмотря на трагическую развязку Земля спасена её самыми обычными жителями. Не супергероями, не “крутыми пуленепробиваемыми парнями” типа Брюса Уиллиса, а обычными людьми. Сейчас такой приём явно не в ходу. Современный “юный” зритель не поймет такого сюжета, где нет фантастических трюков, “махача на проволках” в стиле “Матрицы”, мало стреляют и упор делают на реалистичность.
Полагаю, что фильм “Посредник” оказался незаслуженно забытым шедевром советской фантастики. Сейчас иногда проводятся аналогии:
“пришельцы” – это новоявленные советские руководители и “носители демократии” из других стран, под благовидным предлогом стремившихся к разрушению существующего мира;
“посредники” – это СМИ и реклама, с помощью которых “зомбируют” мирных жителей, навязывая им свой образ жизни.
А ведь с этим трудно не согласиться. Именно в 1990-1991 годах Советский Союз переживал величайший кризис, выбраться из которого некогда великая страна так и не смогла. Самое ужасное, что неподдающиеся “обработке” люди нашлись, но их оказалось слишком мало, чтобы предотвратить процесс разрушения. Так что, “Посредник” действитель стал фильмом пророческим, хотя сам Александр Мирер на это не рассчитывал.

Сфера пришельцев (Мыслящих) обнаруженная водителе "Волги" Сергей, Настя и Женя Георгий Степанович стреляет из винтовки в Угол 6
Угол 6 в процессе регенрации Заслон на дороге Угол 1
Настя стреляет из "посредника" в Угол 11 - через минуту Замятин придет в себя Въезд на радиомаяк Замятин рассказывает о целях Мыслящих
На переговоры с Мыслящими прибыла военная делегация Последствия эвакуации Мыслящих Отлёт сферы Мыслящих

Комментарии: 2

  • Автор Валерий, 12 Апрель 2011 @ 9:17

    Не забывайте, что у Мирера есть продолжение “Главного полдня” –
    “Дом скитальцев”…

  • Автор Сергеей, 3 Июнь 2012 @ 2:08

    Хороший фильмец. Очень крутой sound в фильме замещает отсутствие высокобюджетных визуальных спецэфектов.

Комментарии

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress