Барьер неизвестности

Производство киностудии Ленфильм
Глд выхода в прокат – 1961
Продолжительность – 108 минут

Сюжет
В вагоне-ресторане экспресса, следующего в Ашхабад, встречаются летчик-испытатель Байкалов и незнакомая девушка, к которой пристает пьяный пассажир. “Отбив” её от назойливого почитателя пилот через некоторое время выходит на пустынной станции. Вместе с ним, выходит и девушка. Как оказалось, у них одинаковая цель пути – девушку зовут Вера Станкевич, она физин и, что самое главное, оба они следуют в ЛИИ, где проводятся испытания экспериментального самолёта “Циклон”.
Программа испытаний, как и сроки сдачи самолёта заказчику, существенно тормозятся непонятным физическим явлением – на определенных скоростях возникает сильное свечение, природа которого не определена и кроме того, возникли проблемы с двигателями. На совещании принимается решение идти в “лобовую атаку”.
“Циклон” представляет собой гибрид самолёта и ракеты. Носитель, в роли которого выступает ракетоносец Ту-16, сначала поднимает его на высоту 20.000 метров, после чего “Циклон” должен набрать максимальную скорость. Выполнив задание, латающая лаборатория должна снова пристыковаться к носителю. Самостоятельная посадка возможна, но весьма опасна, в виду неприспособленности “Циклона” к полётам на малых высотах. Результаты, полученные при испытаниях, будут использованы для создания ракетопланов.
Однако, в ходе очередного вылета, на опытным образце погибает испытатель Казанцев. На основании полученных данных, делаются выводы, что свечение может быть следствием влияния на пилота магнитного поля Земли, из-за чего могут появляться галлюцинации у пилота, в том числе и иллюзия свечения. Вариант с электростатической природой этого явления, вызвавшего детонацию топлива, отвергается как несостоятельный.
Чувствуя определенное недоверие к Байкалову, ему всё же поручают очередной опытный вылет. Перед этим проводится просмотр кинозаписей, сделанных для медслужбы, где хорошо заметно, что Казанцев видит голубоватое свечение. Байкалов высказывает гипотезу, что свечение накапливало свою энергию постепенно и в последнем полёте вызвало реакцию, разрушившую самолёт.
Первый вылет прошел успешно – в диапазоне скоростей 6100-7600 км\ч никакого свечения замечено не было, но у ученых есть сомнения, ведь Казанцев проводил полёты в разные дни. В итоге, во втором вылете у “Циклона” взорвало остекление кабины пилота. Байкалову с трудом удалось совершить стыковку с самолётом-носителем, что дало возможность сделать правильные выводы, относительно природы свечения.

Комментарии
Фантастическим в полной мере этот фильм назвать нельзя. Различного рода непонятные явления возникают периодически и в наше время, но в этом фильме нашло выражение мужество и храбрости людей, не жалевших свою жизнь ради науки.
Кроме того, меня, как большого любителя авиации, “Барьер неизвестности” привлек ещё одним интересным моментом. Вообще, в фильме мелькают уникальные по нынешним временам, образцы авиационной техники, которые можно было видеть в “естественно среде обитания”, а не в музеях и авиашоу.
– вертолеты Ка-18, Ми-4 и редкие Як-24
– фронтовые бомбардировщики Ил-28
– стратегический бомбардировщик Ту-16
– транспортный самолёт Ли-2 (виден в эпизодах на втором плане)
– истребители МиГ-17
– перехватчики Як-25.

Вообще, с технической точки зрения, эксперимент с ракетным самолётом “Циклон” был вполне осуществим. Аналогичные программы в течении 1947-1972 гг. проводили американцы – как известно, экспериментальные сракетопланы Х-15 достигли наилучших результатов, а пилотировавшие их лётчики сравнивались с космонавтами. В нашей стране поступили боле прагматично, отдав предпочтение доводке опытных образцов на базе серийных самолётов. Оставалось только мечтать, и одна из таких фантазий была воплощена в фильме “Барьер неизвестности”.

Актеры
Вячеслав Шалевич — Сергей Фёдорович Байкалов, лётчик-испытатель
Э.Сумская — Вера Борисовна Станкевич, физик
Николай Гриценко — Лагин Вадим Семёнович, зам.главного конструктора
Александр Граве — Фёдор Васильевич Соколов
Валентин Макаров — Олег Леонидович Казанцев, лётчик-испытатель
Фёдор Никитин — доктор Ромашов
Валентина Кибардина — Марья Васильевна
Владимир Максимов — профессор
Сергей Плотников — полковник Вавилов, лётчик-испытатель
Владимир Марьев — генерал
Георгий Штиль — пилот вертолёта
Т.Тельник — Анечка

Съёмочная группа
Автор сценария: Борис Чирсков, Д. Радовский, М. Арлазоров
Режиссёр: Никита Курихин
Оператор: Самуил Рубашкин
Композитор: Моисей Вайнберг
Художник: Георгий Кропачов, Евгений Еней
Сценарист: Дмитрий Радовский

За поездом главного героя следует вертолет Ка-18 Аэродром на котором проводятся испытания ракетного самолёта Совещание испытателей и конструкторов перед очередным вылетом
Приезд руководства испытаниями Первый образец экспериментального ракетного самолёта "Циклон" "Циклон" перед стартом - вид с другого ракурса
Роль самолёта носителя для "Циклона" выполнил ракетоносец Ту-16 Совещание после полёта второго образца "Циклона" Лётчик-испытатель Казанцев в кабине "Циклона"

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress