Железная пята

Производство Госкиношкола, ВФКО
Год выхода в прокат – 7 ноября 1919

Сюжет
Фильм “Железная пята” до наших дней не сохранился, так что, увидеть его современному зрителю, по всей видимости, не суждено. Описание сюжета имеется только на сайтах Кино-Театр и Wikipedia.

Фильм представлял собой экранизацию эпизодов романа Джека Лондона «Железная пята» и был предназначен для сопровождения театрального спектакля — первой экспериментальной постановки класса «кинонатурщиков» Госкиношколы. Кинофрагменты предполагалось чередовать сценическими эпизодами, в которых были заняты те же актёры, что и в фильме.
По сюжету историки далекого будущего изучают документы XX века, в которых описан кризис в США, установление фашистской диктатуры и последующая мировая революция.

Актеры
Андрей Горчилин — Джексон, рабочий
Ольга Преображенская — Эвиз
Леонид Леонидов — Уиксон
Николай Знаменский — Эвергард
В эпизодах снимались Иван Худолеев, Ольга Бонус, Нина Шатерникова и Александра Хохлова

Съёмочная бригада
Режиссеры: Владимир Гардин, Тамара Глебова, Андрей Горчилин, Евгений Иванов-Барков, Леонид Леонидов (II), Ольга Преображенская
Сценаристы: Владимир Гардин, Анатолий Луначарский
Операторы: Григорий Гибер, Александр Левицкий
Художник: Тамара Глебова

Коментарии
Описание сюжета, мягко говоря, слишком краткое. А какие же события были описаны в романе “Железная пята”, написанном в 1908 году?
Действие разворачивается в 27-м веке (27 ноября 419 г. эры Братства людей), когда люди преодолели большинство капиталистических предрассудков и живут без войн и катаклизмов. Ученые будущего однажды обнаруживают старые записи некой Эвис Эвергард, жившей в 1912-1932 гг. Эти записки получают название “Эвергардовский манускрипт” и повествуют о жизни и деятельность Эрнеста Эвергарда, который участвовал в разработке философии рабочего класса и ее пропаганды.
По сюжету романа в начале 20-го века к власти пришла олигархия, полностью поработившая рабочий класс. Началась эра Железной пяты, жестокая и кровавая, приведшая к Первому Восстанию, завершившегося разгромом. Тем не менее, в таких странах как Германия, Италия, Франция и вся Австралазия правительства стали социалистическими, но в США всё ещё процветала олигархия. Второе восстание начал готовить сам Эвергард, пытаясь заручиться поддержкой европейских лидеров, однако весной 1932 года его схватили и казнили.
Большая часть книги – это дискуссии о науке, философии и жизни капиталистического общества. Джек Лондон не скрывал своей симпатии к социалистическому обществу, которое не удастся создать без конфликта труда и капитала. Кроме того, в споре между Эвергардом и епископом Морхаузом открыто ставиться под сомнение роль церкви в жизни современного общества.
Интересно, что автор как бы предугадал этапы развития революционных событий в России. Первая фаза описывается в Главе 8 “Разрушители машин” – капиталисты “средней руки” требуют “справедливости” и уничтожения трестов и корпораций. В следующих главах рассказывается о нарастании народного гнева, который выливается в стачки и забастовки. Чтобы дать власти повод для расправы агенты олигархии спровоцировали восстание в рядах национальной гвардии, но в скором времени оно приобрело неуправляемый характер.

Революция приобрела характер религиозного движения. Мы приносили жертвы на алтарь революции, на алтарь свободы. Нас сжигал ее божественный огонь. Мужчины и женщины отдавали жизни Великому Делу, и новорожденные младенцы посвящались ему, как некогда посвящались богу. Мы поклонялись Человечеству.

По книге, эра Железной пяты просуществовала вплоть до 23-го века. По крайней мере, там приводится описание жестокостей, сопровождавших деятельность генерала Лэмптона жившего в 2138 году.
Самое интересное, что многие выкладки из книги актуальны и сегодня:

“Воровство было в те времена повальным явлением. Каждый старался украсть у другого. Богатые и сильные воровали на законном основании или так или иначе узаконивали свое воровство; бедняки воровали, невзирая на закон. Чтобы уберечь имущество от воров, приходилось нанимать сторожей, и много людей было занято тем, что стерегли чужое добро. Дом каждого более или менее зажиточного человека представлял своеобразное сочетание банковского сейфа, кладовой и крепости. В тех случаях, когда у наших детей проявляется желание завладеть чужой вещью, мы, очевидно, имеем дело с пережитком этой столь распространенной когда то страсти к хищениям”

“Люди пожирали друг друга, как звери, мелкие хищники становились добычей крупных”

“В то время были распространены тяжбы между наследниками. Обладателей больших состояний немало беспокоило посмертное устройство их капиталов. За утверждением последней воли завещателя так же неизбежно следовало его нарушение, как за совершенствованием огнестрельного оружия – совершенствование защитной брони. Для составления нерушимых завещаний призывались хитроумнейшие юристы. И все же завещания потом пересматривались, зачастую с помощью тех же самых юристов. Несмотря на это, богачи продолжали тешить себя надеждой, что можно оставить предсмертное распоряжение, нерушимое вовеки.”

Это лишь малая часть того, что написано в “Железной пяте”. Полностью описывать сюжет не имеет смысла – каждый желающий сможет без труда найти этот роман в сборниках сочинений Джека Лондона. Неудивительно, что эта книга, предрекавшая скорый крах капитализма, тернистый путь служения Человечеству и победу коммунизма, была экранизирована в 1919 году. Сейчас можно только представить, как режиссеры(!) справились со своей задачей, но можно предположить, что это было нечто интересное. Не исключено, что возможно так могло строиться общество будущего, которое описано Иваном Ефремовым в романе “Туманность Андромеды”.

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress