Кин-Дза-Дза

Производство киностудии Мосфильм
Время съёмок – 1984-1985
Дата выхода в прокат – 1 декабря 1986 года
Продолжительность – 135 минут (2 серии)
По мотивам неопубликованной повести Резо Габриадзе и Георгия Данелия

Кин-Дза-Дза (1986 г.)

Сюжет
Статья с сайта Wikipedia.

В центре Москвы, несмотря на холодную погоду, стоял босоногий человек в рваном пальто, представившийся жителем планеты Узм, номер 247 в Тентуре, галактика Бета в Спирали, и задавал прохожим странный вопрос: «Скажите номер вашей планеты в Тентуре или хотя бы номер Галактики в Спирали? Я перепутал контакты и теперь не могу вернуться домой». Случайные прохожие, которыми оказались прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») и грузинский студент Гедеван («Скрипач»), пытаются помочь. Стараясь убедить незнакомца в том, что он болен, прораб протягивает руку к «машинке перемещения» и, несмотря на уверения незнакомца в том, что обращаться с незнакомой техникой без специальной подготовки нельзя, со словами «да можно…» нажимает на ней произвольную кнопку. Машинка срабатывает и перемещает дядю Вову и Скрипача на планету Плюк в галактике Кин-дза-дза.

Жители этой планеты выглядели как люди и быстро освоили русский язык, так как умели читать мысли, однако их собственный чатланский язык состоял лишь из нескольких слов. Хотя планета Плюк оказалась технически более развита, чем Земля (доступны путешествия в космосе, межпланетная связь, более совершенное оружие и т. п.), техника её обитателей была ржавой, изношенной и плохо работающей.

Всё население Плюка, как и других планет Галактики Кин-дза-дза (например, Хануда), делилось на две категории — «чатлане» и «пацаки», принадлежность к одной из которых выяснялась с помощью визатора. Плюк был чатланской планетой, поэтому пацаки на Плюке должны были носить в носу колокольчик (цак) и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом («делать Ку»). Существовали и другие виды дискриминации пацаков — им назначались более жёсткие наказания за правонарушения, артисты-пацаки имели право выступать в определённых местах только в железной клетке, существовала сегрегация в общественном транспорте и др.

Дядя Вова и Скрипач, оказавшиеся пацаками, ищут способ вернуться на Землю. Они вступают в контакт с двумя артистами — пацаком Би и чатланином Уэфом, у которых есть собственный космический корабль — пепелац. Однако в пепелаце артистов отсутствует необходимая для межзвёздных полетов деталь — гравицаппа, поисками которой землянам приходится заняться. А затем им предстоит выручать своих новых друзей из лап местных блюстителей закона — эцилоппов.

Неожиданным подспорьем оказывается то, что величайшей ценностью на Плюке является «КЦ» (произносится «кэ-цэ») — обыкновенная спичка, самый дешёвый товар народного потребления в СССР (коробок стоил одну копейку, а продукция некоторых спичфабрик продавалась за ту же копейку парами). Обладание КЦ сильно повышает социальный статус жителей планеты. Из-за неприспособленности землян к реалиям жизни на Плюке весь запас спичек Владимира Николаевича оказывается потерянным (частично похищен контрабандистами при неудачной попытке Машкова приобрести гравицаппу за контрабандный КЦ, частично присвоен судьёй в качестве взятки за смягчение наказания Уэфу и Би, частично испорчен самим Владимиром Николаевичем при машинальных попытках закурить в стрессовых ситуациях).

К счастью для себя, земляне открывают новый источник дохода — земные песни в их исполнении находят горячий отклик в душах плюкан. Хорошие заработки позволяют надеяться на скорейший выкуп Уэфа и Би из плюканской тюрьмы («эциха»). К сожалению, после освобождения артистов из эциха (происшедшего, однако, не путём выкупа, а путем учинения небольшого бунта против главы местной власти — Господина ПЖ) выясняется, что возврат на Землю при помощи пепелаца крайне затруднителен, потому что на прямолинейном пути между Плюком и Землей находится планета Альфа.

Жители Альфы — высокоразвитое общество, стремящееся исправить все недостатки Вселенной и навязать всем своё понимание мира. Они имеют привычку превращать оказавшихся в их распоряжении плюкан и ханудян в кактусы, так как считают продолжение жизни в виде растения благом для них (и для всех). Би и Уэф предлагают землянам не лететь на Землю, а остаться с ними, накопить денег благодаря исполнению новых (земных) песен, выкупить опустошённую войной с Плюком пацакскую планету Хануд и воздух к ней, после чего установить собственное деспотичное правление над всеми, кто решит переселиться на Хануд. Но в итоге возможность обретения большого количества КЦ на Земле берет своё, и артисты, рискуя собой, пытаются провезти Гедевана и дядю Вову на Землю мимо планеты Альфа. В результате этой попытки Би и Уэф оказываются во власти жителей Альфы, которые по своему обыкновению собираются превратить их в кактусы. Однако по просьбе дяди Вовы, высказанной им от имени планеты Земля, возвращают всех четверых на Плюк, в прошлое, где Уэф и Би ещё сидят в эцихе. Там их находит босоногий странник, по косвенной вине которого те оказались на Плюке. Странник возвращает землян на Землю, а Уэф и Би отказываются перемещаться вместе с ними, так как не представляют себе жизни в обществе, где отсутствует цветовая дифференциация штанов. Однако, имея в распоряжении гравицаппу и оружие (транклюкатор), они могут надеяться на повторный побег из эциха.

После возвращения на Землю всё повторяется с самого начала, о произошедшем никто не помнит, лишь на том же самом месте, где Машков и Гедеван впервые встретились, они одновременно приседают и говорят «Ку» перед мусорной машиной, фонарь на которой напомнил им эцилоппа и узнают друг друга. Дядя Вова смотрит в небо, откуда раздаются звуки «Ку».

Актеры
Станислав Любшин — Владимир Николаевич Машков (Прораб)
Леван Габриадзе — Гедеван Александрович Алексидзе (Скрипач)
Евгений Леонов — Уэф
Юрий Яковлев — Би
Анатолий Серенко — босоногий инопланетянин-путешественник
Ольга Машная — Деконт (помощница Абрадокса)
Лев Перфилов — Кырр (чатланин-диссидент, живущий на катере)
Ирина Шмелёва — Цан (женщина на самоходной тележке)

Съёмочная бригада
Авторы сценария: Резо Габриадзе (в титрах Реваз Габриадзе), Георгий Данелия
Режиссёр-постановщик: Георгий Данелия
Режиссёры: Л.Биц, К.Геворкян и Галина Данелия-Юркова (в титрах не указана)
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Оператор: Ю.Яковлев
Художники-постановщики: Александр Самулекин, Теодор Тэжик
Композитор: Гия Канчели
Звукооператор: Екатерина Попова-Эванс (в титрах Екатерина Попова)
Художники по костюмам: С Кахишвили, Т.Прошина, А.Спешнева (в титрах не указана), Н.Серебряков (в титрах не указан)
Монтажёры: Т.Егорычева, Н.Добрунова
Художник-гримёр: Н. Насекина
Оператор комбинированных съёмок: А.Двигубский
Художник комбинированных съёмок: П.Хурумов
Инженеры-дизайнеры: В.Соломыков, А.Батынков, В.Данилюк, С.Варшавский, В.Колейчук, В.Чибисов
Художник-декоратор: А. Бессольцын
Художник-фотограф: Е. Кочетков
Мастер по свету: Г. Иванов
Осветители (в титрах не указаны): М. Журавкин, В. Кулик, М. Жердин
Ассистент режиссёра: Е.Ремизова, С.Хахам
Ассистент оператора: Ю.Кобзев, А.Широков
Административная группа: Э.Белоусов, Г.Давыдов, С.Сендык, А.Притчин
Редактор: Л. Горина
Музыкальный редактор: Р. Лукина
Директор картины: Николай Гаро

Нет комментариев

Нет комментариев пока-что

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress