Петля Ориона

Петля Ориона (1980 г.)

Сюжет

В недалеком будущем на окраине Солнечной системы было обнаружено неизвестное явление. Космические корабли попадали в мощное излучение в форме кольца, источником которого является планета Диана у звезды Эфуор. Попадая в излучение космонавты подвергаются мощному энергетическому воздействию и погибают в страшных мучениях, оказавшись в энергетической петле. Становиться ясно – Земле грозит большая опасность.
Для расследования этого явления было решено послать космический корабль совершенно нового типа под названием ‘Фаэтон”. Его разработкой занимался Институт Космических Исследований, сотрудники которого создали надежную защиту от всех космических излучений. На заседании представителей ООН поступает предложение послать автоматический корабль или только киборгов в составе экипажа. Однако, искусственные люди не смогли бы действовать в проблемных ситуациях подобно человеку, так как их мышление запрограммировано. Вместо этого на “Фаэтоне” летит смешанный экипаж – пять человек и пять киборгов системы Скрябина. Интересной деталью является то, что все киберы являются точными копиями (но только внешне) своего экипажа и получили соответствующие имена – Кибернетик-2, Навигатор-2, Врач-2, Командир-2 и Бортинженер-2.
На 12-й день полёта на корабле начинают происходить странный вещи. “Фаэтон” по неизвестной причине отклоняется от курса, а пока командир и бортинженер разбираются в причине, у кибернетика появляются видения. Он утверждает, что в корабль проникает излучение, способное повредить экипажу и системам жизнеобеспечения. Появляется предположение, что не держат экраны. Посланный для их обследования Навигатор-2 выходит из строя после яркой вспышки за бортом, но успевает передать, что экран номер 7 сдвинут на 2 микрона при допустимых 6-и. В это же время компьютер начинает выдавать данные о фантастической плотности энергетического поля впереди корабля. Кибернетик советует вернуться на Землю, но остальной экипаж не поддерживает его.
Продолжая свои исследования бортинженер Митя сам становится свидетелем встречи с представительницей другой цивилизации по имени Эйя, принявшая облик девушки с картины в каюте. Инопланетянка в виде призрака за короткую встречу успевает рассказать ему, что Земле угрожает не Петля Ориона. На память она оставляет ожерелье.
Призраки продолжают появляться на корабле и дальше, в поисках контакта с землянами. Однако, излучение проникающее в корабль вызывает опасные явления в психике, вплоть до смертельно исхода. Выяснив это, навигатор Август сам решает починить экран, хотя инопланетянка предупреждает его об опасности. Разрезав защитную стену он выходит с скафандре в открытый космос и едва не погибает. Навигатора подбирают на космическом челноке, однако его состояние больше напоминает кому.
Чтобы вывести Августа из глубокого шока необходимо провести сложны и опасный эксперимент под названием “психоконтакт”, который ранее уже привел к смерти матери навигатора. При этом событии присутствовала врач корабля, которая безуспешно пыталась остановить её. Опыт проходит успешно, но кроме того, вместе с Августом в руки землян попадает диск, из такого же металла, как и ожерелье. На диске изображена Солнечная система, но с 10 планетами. Космонавты начинают догадываться, что десятая планета некогда называлась Фаэтон и возможно эта связь не спроста.
Чтобы исключить опасность поражения мозга при встрече с инопланетянами, которые проецируют свои голограммы внутрь корабля, экипаж решает послать на встречу с очередным представителем другой цивилизации Командира-2, одетого также как и человек. Удается выяснить, что мозг человека поражается мощным ментальным импульсом, который исходит с далекой планеты Диана и имеет название “брокко”. Оказывается, что Петля Ориона представляет собой космический щит, который должен защитить Землю от “стеклянной болезни”.
Между тем, кибернетик предлагает замкнуть петлю саму на себя и уж потом заняться “стеклянной болезнью”. Вопреки мнению экипажа он решает изменить курс корабля, хотя Эйя предупреждает кибрнетика о том, пройдя петлю люди станут сильнее. Компьютер также отказывается выполнить приказ и тогда кибернетик пытается вывести его из строя. Попав в мощное поле он погибает вместе с пытающейся остановить его Врачом-2.
Как оказалось, Эйя была права. Воздействие петли на человека оказалось положительным – теперь экипажу не страшны радиация и другие излучения. Однако были и плохие новости. При прохождении метеорного потока в блистер каюты Мити попадает метеорит и он ценой свой жизни спасает корабль от разгерметизации. Впрочем, всё заканчивается успешно. Митю спасают инопланетяне, после чего “Фаэтон” возвращается на Землю.

Комментарии

Фильм “Петля Ориона”, снятый в 1980 году, вряд ли можно назвать эпохальным или, как теперь принято говорить – концептуальным произведением жанра. Сейчас эта кинокартина может показаться слишком идеологизированной и даже наигранной, хотя последним “плюсом” обладают едва ли не все фантастические фильмы. В плане пафоса и пропаганды образа советского человека недалекого будущего “Петля Ориона” не уступит “Звездному инспектору”. И всё же, своя “изюминка” в этом фильме была…

Конечно, тогда никто не мог знать, что СССР прекратит своё существование в декабре 1991 года, поэтому на столе в конференц-зале стоит также и советский флажок, а мировая общественность просит советскую сторону отправить для спасения планеты именно наш звездолёт.
Теперь уже неестественно воспринимается поведение экипажа, поскольку мы уже отвыкли от того, что космонавты могут быть ещё и исследователями, а не “звездными рейнджерами”, от которых разрушений и смерти больше, чем пользы для людей. Герои фильма эмоциональны, но просты в общении и даже наивны. Их не тянет построить и притащить сквозь космические какой-нибудь фотонный деструктор, чтобы уничтожить планету Диана, являющейся источником излучения, что сразу бы сделали наши западные коллеги. Кстати, весьма приятно, что никто из американских режиссеров не взялся переснимать советскую киноклассику. Про отечественных ничего сказать не могу, ибо в Беларуси фантастические фильмы вообще не снимают, а российские киномагнаты предлагают зрителю откровенный шлак в красивом оформлении. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить “Виртуальную реальность” или “Параграф 78”.
В этом плане советская фантастика очень показательна – на страницах книг и в фильмах отважные исследователи космоса стремятся именно изучить непонятные явления, а не избавиться от них. О том, как относятся те же американцы к неизведанному может говорить такой факт. В начале 2000-х гг. по телеканалу Discovery показывали документальный фильм про “снежного человека”. Одна из местных исследовательниц сказала в интервью следующее (почти дословно): “Если бы у нас был выбор, поймать йети или убить его, то ради детального изучения мы бы его убили…”
Как говориться – без комментариев.
Так что, смотреть “Петлю Ориона” людям, дрожащим от восторга после просмотра таких блокбастеров, как “Армагеддон” или “2012” (это вообще форменный кошмар, с человеческой точки зрения), я бы не рекомендовал. Это кино для тех, кому действительно дороги настоящие человеческие качества…

Актерский состав
Леонид Бакштаев — Павел Белов (командир корабля)
Геннадий Шкуратов — Август Горис (навигатор)
Анатолий Матешко — Митя Тамаркин (борт-инженер)
Виталий Дорошенко — Александр Саганский (кибернетик)
Людмила Смородина — Мария Дементьева (врач)
Анатолий Азо — Николай Кречет (руководитель проекта)
Гиви Тохадзе — Старик (инопланетянин)
Лия Элиава — Женщина (Анна Петровна) (инопланетянка)
Елена Кокалевская — Эя (инопланетянка)
Андрей Градов — Андрей Семенович
Юрий Меншагин — итальянский астронавт
Борис Руднев — итальянский астронавт
Валентин Кулик — член комиссии, не упомянут в титрах
Эрменгельд Коновалов — член комиссии, не упомянут в титрах

Съёмочная бригада
Автор сценария — Алексей Леонов и Валентин Селиванов
Режиссёр-постановщик — Василий Левин
Операторы-постановщики — Вадим Авлошенко, Эдуард Губский и Юрий Лемешев
Художники-постановщики — Лариса Токарева и Александр Токарев
Композитор — Александр Зацепин
Режиссёр — С. Цивилько
Звукооператор — А. Подлесная
Монтаж — В. Монятовская
Костюмы — Н. Акимова
Грим — С. Кучерявенко
Редактор — Н. Некрасова
Директор картины: Г. Ташчан
Симфонический оркестр Госкино СССР под управлением дирижёра В. Васильева

Консультанты
Главный консультант — академик Роальд Сагдеев
Члены-корреспонденты АН СССР Иосиф Шкловский и Николай Кардашёва
Лётчики-космонавты СССР Алексей Леонов и Виталий Севастьянов

Космонавт под действием таинственного ищлучения Космический корабль Международная конференция
Старт "Фаэтона" c jh,bns ptvkb Командир за пультом управления Кибер Бортинженер-2
Кибернетик и его кибер-двойник (слева) Первое появление Эйи Сеанс психоконтакта
Навигатор перед выходом в открытый космос Кибер Врач-2 пытается спасти кибернетика Счастливый финал - голограммы инопланетян провожеют землян

1 Комментарий

  • Автор игорь, 18 Сентябрь 2012 @ 18:45

    Ещё раз с большим удовольствием посмотрел бы!

Комментарии

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress