Трудно быть богом

Производство: киностудия им.А.Довженко, ТО “Радуга”, “Hallelujah Films” (ФРГ)
Год съемок – 1989
Год выхода в прокат – 1990
Продолжительность фильма – 135 минут

Трудно быть богом (1989 г.)

Сюжет

Благородный дворянин Румата Эсторский держит свой путь к город Арканар, где он намеревается найти некоего торговца по имени Мета. По дороге он встречает бродячего певца Цурэна, песни которого дают надежду простому народу на лучшую жизнь и за это он постоянно вынужден скрываться от гнева арканарской знати.
Прибыв в город Румата представляется королю и знакомится с первым министром Ребой. В стране фактически двоевластие – королевская гвардия охраняет только дворец, в то время как “серая армия” Ребы, а по сути – личная милиция нанимаемая из добровольцев, жестоко “наводит порядок” среди населения. Министр утверждает, что торговец Мета не арестован, а просто охраняется ради собственной безопасности.
Встретившись с торговцем Румата называет его настоящим именем Кирилл. На самом деле они оба являются космическими разведчиками и перед ими была поставлена задача только наблюдать за аборигенами и в коем случае не вмешиваясь в их дела. Видя чудовищную жестокость Кирилл нарушил этот приказ. Связавшись с Ребой он хотел дать свободу народу Арканара, но вместо этого он был обманут и предательски убит одним из “серых” солдат. Министр представил всё дело так, будто Мета был предводителем заговора среди аристократии.

Антон отвозит тело Кирилла своё убежище, где он встречается с ещё одним разведчиком – верховным судьёй и хранителем государственной печати республики Саан, которого зовут Александром. Учитывая события он вынужден воспользоваться вертолетом, которого аборигены принимают за летающего дракона. Будучи более опытным исследователем планеты он предупреждает, что любое вмешательство недопустимо и пример Кирилла яркий тому пример. Кроме того, разведчик пренебрег правилами безопасности не использовав свою энергетическую защиту.
Планета была открыта более 20 лет назад и стала большой удачей для земных исследователей. Она представляла собой практически полную копию Земли, где человечество находится на уровне расцвета средневековья (примерно IX-XII век). К планете был отправлен космический корабль с экипажем чуть меньше 20 человек включая разведчиков, наблюдаемый с поверхности в виде новой звезды. В плане звездолет имеет вид восьмиугольника, который также изображен на стене базы землян в горах.
Теперь Румата Эсторский выкупил дом торговца Меты вместе с его вещами и двумя слугами – мальчиком и служанкой Кирой. Среди бумаг он обнаруживает интересный чертеж и отправляется к торговцу оружием Гауку. Оказывается тот, при помощи Меты, построил первый на планете печатный станок. Торговец оружием также рассказывает, что лекарь Будах нашел в Урочище Длинных Мечей гладкие прозрачные камни с помощью которых он соорудил трубу увеличивающую силу глаз. С её помощью он рассмотрел космическую станцию и нанес изображение восьмиугольника на свою книгу.
Но в это время над Руматой начинают сгущаться тучи. Министр Реба заподозрил, что дворянин совсем на тот за кого себя выдает, ибо настоящий Румата Эсторский умер от лихорадки на болотах. Кроме того, выданное разведчику золото обладает слишком высокой пробой, что невозможно при технологиях Арканара и бросается в глаза.
Министр решает подослать Румате фаворитку короля – прекрасную Окану, чтобы она выведала секрет появления такого золота. Но и Румата решает использовать её для своих целей. Незадолго до этого Будах был схвачен и вероятнее всего помещен в Веселую Башню, где пытают и убивают пленников. Акана соглашается помочь, но Реба вынуждает её сказать правду и после этого убивает.
В городе начинаются зверства “серых” солдат. Сначала они убивают только грамотных, потом устраивают карательные походы за пределы города. Один из таких рейдов прошел близ Урочища Длинных Мечей. Как раз туда отправились Румата и Кира. Девушка рассказала, что очень давно здесь спускались боги и на месте их пришествия земля вздыбилась, а люди попавшие под яркий свет лишились памяти. Увидев огни пожаров Румата отправляет Киру в город, а сам скачет к горящим поселениям.
“Серая армия” провела самую настоящую карательную операцию перебив в поселении множество жителей. Выжившие аборигены пытаются взять Румату в плен, но у того надежно работает защита. Вмешавшийся в бой Цурэн просит дворянина помочь его крестьянскому ополчению и тогда РУмата знакомит его с тактикой боя и подсказывает как заманить врагов в ловушку.
Вернувшись в город Румата обнаруживает, что бесчинства “серых” приобрели небывалый размах. В число их жертв попадает торговец оружием, которому размозжили голову на его же станке. Находясь в шоковом состоянии от смертей близких ему людей разведчик забредает в квартал “красных фонарей”. К его удаче тут он встречает барона Пампу, также ненавидящего “серых”. Оказывается, настоящий Румата Эсторский когда-то был его лучшим другом, но в данном случае имена не играют никакой роли. Они заключают дружеский союз, но вскоре оба попадают в ловушку.
По приказу министра короля отравляют и законным наследником должен стать его сын. Опасаясь за свою жизнь принц просит Румату защитить его и в схватке с толпой “серых” солдат разведчик был пленен. Пришедший к нему на помощь барон также попадает в плен.
В это время крестьянская армия разбивает основные силы “серых”, но план Ребы намного более коварен. Теперь, когда практически ничто не машет ему достичь верховной власти, “милиция” ему не нужна. В дело вступает намного более серьёзная сила – боевые монахи из Саанских болот. Эти религиозные фанатики, подчиняющиеся только министру, начинают поголовное истребление не только восставших, но и “серых”. Уже схвачен Цурэн, а его армия разбита.
Плененного разведчика также пытаются отравить, но безуспешно. Румата чудом избегает смерти, после чего бежит и освобождает из плена барона и лекаря. Не в силах оставаться в стороне разведчик угоняет вертолет, увлекая за собой барона с его воинами. По пути он также освобождает Цурэна и снова спешит в город, где монахи Ребы уже пленили Киру.
Большинство пленников собирают на площади с “Адской машиной”. В момент, когда очередь почти дошла до Киры, появляются восставшие, а в небе “бог открывает свой второй глаз”. Приземление земного корабля наводит священный ужас на всех аборигенов и, пользуюсь замешательством, Ребы предательски убивает барона. Чтобы избежать участи быть убитым восставшими министр бежит на самый верх замка, но там его достают выстрелы из лазерного излучателя Руматы. Чтобы избежать дальнейших жертв разведчика обездвиживают парализующим лучом, но же слишком поздно. Второй излучатель оказался в руках Цурэна и тот устраивает настоящую бойню среди монахов. От окончательного уничтожения их спасает только распыление с корабля сонного газа. Земляне забирают с собой Румату-Антона и орудие, на память оставляют Кире браслет…

Комментарии

Ещё во времена выхода фильма на экраны большинство кинокритиков сошлись во мнении, что экранизация романа братьев Стругацких не удалась. Среди причин чаще всего называли расхождение с сюжетной линией самого романа и неудачный подбор актеров. Дескать, всё нужно было сделать иначе и вообще во всем виноваты режиссер и сценарист. Но это как сказать, ведь абсолютное большинство критиков только и занимаются тем, что критикуют.
Тем, кто не читал романа “Трудно быть богом”, но посещал в 1990-1991 гг. советские кинтеатры, фильм понравился. Были в нем свои достоинства и недостатки, но выливать на него потоки грязи совсем не стоило.

Отмечаемая “слабая” игра польского актера Эдварда Зентара как-то не соответствует действительности. Чего, собственно, ждали кинокритики? Бурю эмоций? Так их и так в фильме более чем достаточно.
Фляйшмана упрекали в том, что он сделал из философской притчи боевик, однако “батальных” сцен в фильме не так уж и много.
Режиссер не смог передать весь смысл романа “Трудно быть богом”? Действительно, сюжет был сильно сокращен вместе с диалогами, но если начать нагружать фильм “философией”, то смотреть его станет неимоверно скучно даже самым ярым почитателям таланта Стругацких.
Претензий вроде бы не было к декорациям, но и тут не всё гладко. С современной точки зрения (а именно так и оценивают этот фильм сейчас) не хватило футуризма для сцен на корабле и реализма для сцен в Аркарнаре. Позвольте, но это уже откровенная глупость, учитывая даже мировой уровень специальных эффектов того времени. Поэтому, сетовать на то, что вместо футуристического вертолета использовали разукрашенный Ми-2, а отдельные декорации слишком примитивны – просто бессмысленно.

В наше время из “Трудно быть богом” обязательно сделали бы сериал, но пока вроде бы дело ограничилось полнометражным фильмом снятого в 1999-2008 гг. режиссером Алексеев Германом, которого ранее планировалось пригласить вместо Петера Фляйшмана.
После премьеры почти готового фильма, получившего предварительное название “История аркарнарской резни”, отзывы критиков были самые положительные. Премьера планировалась на 2010 год, но как мы видим, ни в том, ни в даже в начале этого года фильм на экраны так и не вышел. Почему? Пока для обычного зрителя у официальных источников есть один ответ – фильм находится на завершающей стадии монтажа. Ну что ж, посмотрим. Однако, наличие в роли главного героя Леонида Ярмольника (особенно учитывая его съёмки в последних “опусах” в кино и на ТВ) вызывает определенные сомнения в грандиозности “Истории аркарнарской резни”. Как бы не получился ещё один “Обитаемый остров”…

Актеры
Эдвард Жентара — Румата Эсторский
Александр Филиппенко — первый министр Рэба
Анн Готье — служанка Кира
Кристина Кауфман — Окана
Андрей Болтнев — ученый-лекарь Будах
Пьер Клементи — король
Хюг Кестер — бродячий музыкант Цурэн Правдивый
Арнис Лацитис – начальник королевской гвардии Рипат
Михаил Глузский — торговец оружием Гаук
Элгуджа Бурдули — барон Пампа
Бригит Доль — Анка (ученый со звездолёта)
Регимантас Адомайтис — Александр Васильевич (хранитель государственной печати Республики Саан)
Вернер Херцог — Мита (ученый-разведчик)
Геннадий Иванов — Багир Киссэнский
Лев Перфилов — лже-Будах

Съёмочная бригада
Режиссёр – Петер Фляйшман
Продюсер – Петер Фляйшман
Авторы сценария – Петер Фляйшман, Жан-Клод Карьер, Даль Орлов, Берт Вайншенкер
Композитор – Юрген Фриц
Операторы – Юрий Яковлев, Андрей Широков, Павел Небера
Операторы-постановщики – Клаус Мюллер-Лауэ, Ежи Гостик, Алексей Золотарев, Александр Шигаев
Оператор съёмок в космическом корабле – Томас Маух
Звукооператор – Галина Калашникова
Эскизы костюмов – Пэт Хальман
Грим – Галина Тышлек
Художники по костюмам – Светлана Улько, Татьяна Рахманова
Художники-декораторы – Кастар Вольфенсбергер, Энрико Каспари, Владимир Субботовский,Матиас Шмацль
Автор диалогов – Берт Вайншенкер
Редактор – Валентина Рыдванова
Дизайнер – Жан Клод Месстер
Оператор комбинированных съёмок – Юрий Лемешев
Художник комбинированных съёмок – Сергей Бржестовский

Космический корабль на орбите далекой планеты Благородный Румата Эсторский представлен королю Арканара Последний разговор с Кириллом (торговцем Мита)
Антон встрчает Александра, срочно прилетевшего на "летающем драконе" (тот самый критикуемый Ми-2) Министр Реба заставляет Окану пойти на встречу с Руматой Багир-строитель возле будущей "обсерватории"
Румата и Кира в Урочище Джинных Мечей Чудом сохранившийся телескоп Будаха - через него ясно виден корабль землян Начальник королевской гвардии - одна из последний ролей Арниса Лицитиса в советском кино
Румата и барон Пампа Одна из двух эротических сцен с участием Анн Гатье Лже-лекарь подосланный Ребой пытается отравить короля
Команда исследователей с космического корабля Цурэн расправляется с монахами с помощью лазерного излучателя Анка оставляет на руке Киры браслет

Комментарии: 2

  • Автор Конруд, 18 Ноябрь 2011 @ 3:37

    В целом согласен со статьей, только грамматику надо подчистить)

  • Автор Эдуард, 4 Апрель 2012 @ 20:59

    Подождём “Арканарскую резню”. Что-то опасаюсь я Ярмольника… дон Румата Эсторский? Ну-ну…

Комментарии

RSS Фид комментариев в этой записи ТрекБекURI

Оставьте комментарий



Советская кинофантастика работает на WordPress